Фэндом

Vocaloid
Vocaloid1.jpg
Информация о продукте
Компания YAMAHA Corporation
Дистрибьютор YAMAHA
Выпущен 15 Января 2004 года
Стабильная версия VOCALOID
Статус Не поддерживается
ОС Microsoft Windows
Язык Японский, английский
Тип Музыкальный синтезатор
Лицензия Проприетарная
Сайт Vocaloid1

VOCALOID (часто обозначается как «V1») — программное обеспечение, синтезируещее пение и разработанное YAMAHA Corporation. Проект был создан международными усилиями, но считается детищем Кенмоти Хидеки.

ИсторияПравить

Проект «Элвис»Править

В 1984 была синтезирована песня «Царицы ночи» (Queen of the Night) из оперы Моцарта «Волшебная флейта» (The Magic Flute). Эта попытка, осуществленная Ивом Потардом и Ксавье Роде с помощью синтезатора CHANT, стала самой удачной за весь XX век.

Жорди Бонада, ведущий исследователь группе музыкальных технологий (университет Помпеу Фабра, Барселона), присоединилась к университету в 1997 году. По просьбе YAMAHA Бонада работала над исследовательским проектом, включающим в себя некоторые «интересные» идеи. Так, она разработала модель, с помощью которой можно было синтезировать любую песню: любая запись, как исследовала Жорди, состоял не только из записанной певцом песни, но и из тонов и диапазонов. Ее проект назывался «Элвис» и длился два года, не ставшим в итоге готовым продуктом. Это связано с тем, что проект стал слишком большим из-за технологии спектрального морфинга. К тому же каждая песня требовала профессионального певца.[1]

Проект «Дейзи»Править

Несмотря на то, что проект «Элвис» не стал готовой программой, он помог установить, что фонетическая серия в широком диапазоне высот и тонов позволяет создать синтезатор, основанный на любом образце. YAMAHA согласилась помочь начать разработку нового проекта, в этот момент присоединился Кенмоти Хидеки.[2] Первые его идеи были высказаны в Японии в 2000 году.

Большинство исследований было проведено в университете Помпеу Фабра, были улучшена обработка библиотек, написанных на C++. YAMAHA сама отвечала за дизайн и развитие всего продукта. В то время синтезаторы могли потребовать несколько дней на создание качественного результата, но вокальная партия все равно звучала бы неестественно и, разумеется, генерировалась компьютером. Цена также оставалась высокой.

Это также означало, что когда любые другие элементы композиции могли быть воспроизведены в DAW, для хорошей вокальной партии было необходимо нанять человека. Поэтому целью проекта было создание быстрого и недорого способа получения максимально естественного звучания, что дало бы композиторам полный контроль над созданием музыки.[3] Разработчики использовали наработки предыдущего проекта для новых идей и поиска ответа на вопрос, как обрабатывать и преобразовывать запись певца так, чтобы исполнение данной песни звучало максимально натурально и создавало ощущение непрерывного потока.

Изначальное кодовое название VOCALOID™ было «Daisy Project» (яп. DAISYプロジェクト или でいじぃぷろじぇくと). Свое название продукт получил от песни «Daisy Bell». В 2002 году проект был на стадии прототипа. (EpR [1]) был разработан, как первый голосовой образец и позволял исследователям преобразовывать вокальный тембр естественным путем.[4] Вначале программа могла воспроизвести слова, состоящие исключительно из гласных (например, ai – 'любовь'). Спустя четыре месяца прозвучало первое слово с согласными (asa – 'утро').

В связи с ограниченными вокальными возможностями, которые могли предложить YAMAHA, программное обеспечение было доступно для 3rd party студий. Английская и японская версии программы были разработаны независимо друг от друга. С первой студией, Crypton Future Media, связались в мае 2002, чтобы найти английские студии для поддержки английской версии. К сожалению, все их предложения получили преимущественно отрицательные ответы, и единственные студии, согласившиеся присоединиться к разработке осенью 2002 года, стали Zero-G и PowerFX (эту компанию стали так идентифицировать позднее).

На шестой годовщине VOCALOID Хироюки Ито отметил, что они получили демо от Zero-G без предупреждения о мужском вокале. В то время за рубежом VOCALOID все еще был на стадии разработки, поэтому они не ожидали демо-песен VOCALOID и считали это просто шуткой.

«Daisy» демонстрировалась на шестой годовщине VOCALOID, файл назывался Fly me to the Moon by Daisy. Он был создан 16 июля 2002 года: тогда Crypton проводили первую демонстрацию программы в их офисе в Sapporo. В то время у «Daisy» все еще наблюдались проблемы в воспроизведении согласных звуков.

Имя программы пришлось изменить: из-за проблем с авторскими правами компании не смогли зарегистрировать название «Daisy» (в том числе переведенное на японский) даже в Японии.

VOCALOIDПравить

Кенмоти сообщил, что было очень сложно выбрать название программы, а слово «Vocaloid» был на третьем месте в списке названий. Его выбрали спустя две или три недели, после того, как вторая попытка зарегистрировать программу не обернулась успехом из-за конфликтов с авторским правом в Бельгии[5]. Название «Vocaloid» было составлено из двух слов: «Vocal» ('вокал') и «Android» ('андроид'). Кенмоти решил объявить о создании новой технологии 26 февраля 2003 года, за день до своего дня рождения.[6]

KAITO и MEIKO были записаны YAMAHA. Релиз Кайто, тем не менее, отложился на полтора года.[7]

Первые вокалоиды, LE♂N и L♀LA, были представлены на NAMM Show 15 Января 2004 года.[8] Многие предполагали, что релиз LE♂N и L♀LA были смелой попыткой, ведь реалистично воспроизвести человеческую речь довольно сложно. VOCALOID рассматривался, как первое в своем роде решение для создания вокальной партии. В Японии LE♂N и L♀LA вышли 3 Марта 2004 года, причем оба пакета продавались, как «Виртуальные соул-вокалисты» («Virtual Soul Vocalist»). Они также были представлены на Zero-G Limited в течении Wired Nextfest и выиграли в номинации «Выбор композиторов цифровой музыки-2005» («2005 Electronic Musician Editor's Choice Award»).[9] Немногим позже, в Июле 2004 года, Zero-G выпустил MIRIAM, голос которой дала Мириам Стокли. Спустя год Crypton Future Media Inc. также представил первого японского вокалоида, MEIKO. В период между релизом Мириам и Мейко появилась конкурирующая с VOCALOID программа Cantor. В то время VOCALOID был известен только на западе благодаря трем вокалоидам: Лоле, Леону и Мириам.

25 марта 2004 Game Audio Network Guild провела «Второе ежегодное G.A.N.D. награждение» («2nd Annual G.A.N.G. Awards Show») во время конференции разработчиков игр (Game Developer's Conference). VOCALOID выиграла в категории «Промышленность и торговля» («Industry & Trade») в номинации «Лучшая новая аудиотехнология» («Best New Audio Technology»).[10]

Продажи LE♂N, L♀LA, MIRIAM и MEIKO шли успешно, в отличие от KAITO: за первый год было продано всего 500 экземпляров. Тем не менее, в целом программа была признана успешной, благодаря чему был создан движок VOCALOID2.

Примечательно, VOCALOID, выпущенный в 2004 году, попал на конец «золотой эры FLASH» (FLASH黄金時代): периода, известным большим количеством продуктов на базе FLASH (1998‒2002/2005, дата окончания спорная) и появлением сайтов для обмена файлами, в том числе YouTube.

На закате эпохи VOCALOID к производству программы относилось уже три компании: Crypton Future Media, Zero-G Ltd и PowerFX. И хотя PowerFX был представлен еще во время демонстрации LE♂N и L♀LA, они не выпускали никаких новых вокалоидов на этот движке, начав непосредственное участие во времена VOCALOID 2. Однако известно, что в 2003 году у них была в разработке вокальная база, создаваемая для первого движка.

ОбновленияПравить

KAITO был выпущен на момент выхода обновления 1.1 программы, но у него были проблемы с другими версиями., чтобы их исправить нужен был патч. Последней версией программы была 1.1.2, в которую вошел патч от YAMAHA обновляющий войсбанки VOCALOID, кроме голосов от Crypton Future Media (позже они обновили их до последней версии). В связи с отставкой движка VOCALOID в 2011 году на данный момент невозможно загрузить обновления от YAMAHA.

Между версиями 1.0 и 1.1.2 прошел ряд улучшений, однако фонетику в 1.0, хоть та и была более некачественной чем в 1.1.2 , не пытались сгладить, в следствии чего в 1.1.2 были более механические голоса. Из-за разительного отличия корректировок в 1.0 и 1.1.2 многие пользователи считали что на 1.0 вокалоиды звучат лучше.

Вторая жизньПравить

Благодаря успеху программы VOCALOID 2 у KAITO начала возрастать популярность. В 2008 году KAITO стали продавать на Nico Nico Market.

Из-за интереса к вокалоидам, Zero-G снова начали продавать разработанные ими продукты VOCALOID на своем веб-сайте, а так же рассматривают возможность обновления рисунка коробки чтобы лучше соответствовать современным тенденциям Vocaloid. Тем не менее, этого не произошло.

Окончание поддержкиПравить

В середине декабря 2013 года от Crypton Future Media и Zero-G появилась новость, что их проекты на VOCALOID прекращают поддерживаться. Zero-G объявил 31 декабря 2013 последним днем поддержки VOCALOID, после которого полностью прекратились продажи первого поколения.

Системные требованияПравить

  • Windows 2000 или Windows XP,
    • V1 не совместим с Windows 7 и Windows 8;
  • процессор Pentium III, 1 ГГц;
  • RAM 512MB или больше;
  • 700 Mb на жестком диске или больше;
  • CD-ROM или DVD-ROM;
  • дисплей SVGA (1024x768);
  • звуковая карта с драйвером, совместимым с Microsoft DirectSound;
  • LAN или сетевая плата,
    • если сетевая плата использует USB, то он должен быть подключен к соответствую разъему.

Выпущенные пакетыПравить

200px-Vocaloid1.png

Выпущенные пакеты Vocaloid .

ДополнительноПравить

Примеры звучанияПравить

Примеры сольфеджио с использованием технологий VOCALOD

LEON.ogg
LOLA.ogg
MIRIAM.ogg
MEIKO V1.ogg
KAITO V1.ogg

Возможности Править

VOCALOID имел 5 голосовых банков (3 английских, 2 японских), предлагая ограниченный ассортимент голосов. Других результатов можно добиться пользователям в дальнейшем если редактировать голос. И английские и японские вокалоиды имеют англоязычный интерфейс. Были запланированы другие языки на будущее, но они не будут введены до VOCALOID 3.

Согласно первоначальному виду сайта VOCALOID у Yamaha, ключевые способности программы это возможность воссоздать в форме песни то что вы напечатали на своем компьютере. Манипуляции с вокалом дали больший спектр стилей и возможностей, чем то что было предложено, имея как бонус степень поддержки реализма. В базу VOCALOID на вокальной основе был анализ человеческого голоса, а не человеческого вокала. Можно сделать дополнительные эффекты в голосе чтобы достичь новых результатов.

Формат файлов VOCALOID это midi (.MIDI), VOCALOID не может импортировать VSQ или VSQx файлы, хотя программа импортирует большинство файлов midi.

База VOCALOID устроена проще чем VOCALOID 2, но в ней сложнее модулировать согласные звуки. Тем не менее, VOCALOID имеет некоторые функции которых нет у VOCALOID 2, например параметры резонанса. Резонанс использует фонетические данные, которые управляют формантом модуляции,изменяя звук в зависимости от того что с ним сделали. Большим преимуществом была гибкость функции. Как видно в голосовых банках LE♂N или MEIKO, каждый пользователь может использовать голосовые банки по разному, и VOCALOID подготовил широкий спектр различных результатов с деликатной редактурой с помощью резонанса и других полезных функций. Все вокалисты VOCALOID имели как правило небольшой оптимальный диапазон, по сравнению с голосами более поздних двигателей.

Когда DSE.dll или DSE1_1.dll рассматривались редактором программного обеспечения Hex, фонетика была сформулирована двигателем в виде всевозможных звуков. Но VOCALOID не выпусках их и не использовал.

Интерфейс VOCALOID также был совсем незначительно откорректирован, из-за того что VOCALOID был первым двигателем. К примеру, на интерфейсе MIRIAM были синие клавиши с логотипом Zero-G, а на интерфейсе KAITO зеленые с логотипом Crypton Future Media. Стандарт в VOCALOID на презентациях и демонстрациях был коричневый, без логотипов.

Известные проблемы Править

Все голосовые банки Vocaloid 1 (кроме KAITO) использовали версию 1.0 программы VOCALOID, после релиза. Пользователи могут обновить их на версию 1.1 с помощью патча. KAITO уже выпущен с обоих версией программы. Тем не менее, пользователи которые не используют версию 1.1.2 должны скачать патч на официальной странице Crypton, прежде чем начать использовать версию VOCALOID 1.0. Есть много различий между версиями 1.0 и 1.1, они по-разному звучат, даже если одинаково редактируются. (Сравните звучание KAITO 1.0 и 1.1 на Niconico).

Хоть пользователи и могут переключатся между версиями, им надо делать это с осторожностью.

Несмотря на то что KAITO и MEIKO японские вокалоиды, они не имеют японский интерфейс и не полностью переведены на японский, хоть фонетика японской и остается. Еще одна проблема связанная с VOCALOID это ряд вопросов по синхронизации, которые варьировались между библиотеками голосовых банков Vocaloid, это создавало проблемы при создании музыки.

По сравнению с их поставщиками голоса (на основе образцов голоса L♀LA, MIRIAM, KAITO, и MEIKO) у вокалоидов более глубокое звучание чем у их вокалистов, а также являются мягче и часто более хриплые.

Кроме того, в вокале VOCALOID на обоих языках отсутствуют некоторые звуки которые необходимы для идеального языка. В других случаях, звук не такой правильный как ожидалось, из-за того что отсутствуют различия между похожими звуками. Тем не менее, большинство правильных звуков сделать вполне реально, можно сделать настройки для того чтобы приблизиться к намеченному результату. Синтезатор VOCALOID часто пытается импровизировать, однако результаты часто с сырыми и иногда грубыми голосами.

Маркетинг Править

Культурное влияниеПравить

Заглушка

КритикаПравить

Заглушка

Внешние ссылкиПравить

ПримечанияПравить

  1. Музыкальная академия Red Bull — Создание VOCALOID
  3. Разработка VOCALOID
  6. Команда YAMAHA VOCALOID намекает о новом проекте во время новогоднего поздравления
  7. Пост в Miku miku blog на шестую годовщину VOCALOID
  8. [http://goo.gl/XCDHys Press Journals ]
  9. YAMAHA Corporation
  10. VOCALOID - история

Также на Фэндоме

Случайная вики